понедельник, 21 июля 2014 г.

Ультрамарафон: на пределе возможностей

[ интервью ]

          Для большинства из нас бег на длинные дистанции представляется чем-то недостижимым, а марафонцы — спортсменами-героями, совершающими невозможное. Об ультрамарафоне, беге на сверхдлинные дистанции, слышали далеко не все. Тем не менее этот вид бега становится все более популярным, по ультрамарафону проводятся регулярные соревнования.


Фото: из архива Евгении Румянцевой

          О своем участии в ультрамарафоне на 100 км на чемпионате Латвии, который состоялся 12 июля, а также о том, как научиться бегать на сверхдлинные дистанции и чем так привлекателен марафон, ВитаПорталу рассказала журналистка Евгения Румянцева.

— Евгения, почему вы выбрали бег на длинные дистанции, а потом и ультрамарафон, а не спринтерский бег, например?

— Однажды я увидела бегунов, которые бежали марафон, всмотрелась в их целеустремленные лица и тоже решила пробежать марафон. Начала делать длительные пробежки по выходным, финишировала в нескольких марафонах в разных городах мира, а в этом году переключилась на ультрамарафоны. Спринтеры бегают быстро, но мало, а для меня чем дальше финиш, тем лучше!

— Мне кажется бежать марафон делом ужасно скучным и нудным — долго и однообразно. В чем прелесть марафона для вас?

— Скучно и однообразно — в офисе сидеть, в «Одноклассниках» и «Вконтакте», а бегать не скучно! Я часто улыбаюсь, когда бегу, посмотрите мои фотографии.

— На последнем ультрамарафоне вы пробежали 100 км и бежали в течение почти 11 часов. Как вообще это возможно физически?

— Шнуруешь кроссовки и бежишь, если уверен, что тело готово к такой нагрузке. А про возможности... Тело может больше, чем нам кажется, главное — настроить свой мозг, помнить о своей цели и уметь терпеть боль.

— Как можно описать физические ощущения во время такого бега и после него? Мне как человеку, не занимающемуся бегом, это кажется чем-то очень мучительным.

— Это хорошо, это как заниматься любовью, только дольше. Вы слышали про эндорфины? Они выделяются во время бега в огромном количестве. Правда, помучиться все равно придется, когда накроет усталость, когда забьются мышцы... Если не включить голову и не вспомнить, зачем ты бежишь и какая у тебя цель, то остановиться очень легко.

— У многих читателей, думаю, возникнет вопрос: для чего вы это делаете? Что дает такое преодоление себя?

— Я мотивирую людей вести здоровый образ жизни, оторваться от дивана, от экрана монитора. Если я, простая неспортивная девочка, имевшая проблемы с лишним весом, это смогла, то смогут и другие. Преодоление себя дает бешеный эмоциональный подъем, прилив энергии!


Фото из архива Евгении Румянцевой

— Как организован ультрамарафон? Можно ли останавливаться для отдыха, как часто приходится это делать?

— Останавливаться можно, правилами это не запрещено, но надо помнить, что начать бежать потом будет сложно. Можно перейти на шаг, но это тоже не прибавит желания бежать.

          На чемпионате Латвии на 100 км последние 5 км надо было бежать по стадиону, это 13 кругов. Бегать по стадиону утомительно, поверьте, к тому же за плечами было уже 95 км, больше 10 часов активности, колоссальная усталость.

          Я просто сказала себе: если я сейчас остановлюсь, я больше никогда не побегу. Сосредоточилась на этой мысли, стала считать круги в обратном порядке: 13, 12, 11... и добежала.

— Евгения, занимались ли вы до того, как начали бегать, каким-то другим видом фитнеса, спортом?

— Я была неспортивным ребенком, никогда никаким спортом не занималась. На четвертом курсе университета увлеклась фитнесом, занималась всем подряд: аэробикой, степ-аэробикой, пилатесом, йогой, поднимала железо в тренажерном зале. Однажды мне надоели групповые занятия, я полностью перекочевала в тренажерку, в качестве разминки и заминки использовала эллиптический тренажер, раз-два в неделю проводила часовые тренировки на нем же.

          Тогда же встала на беговую дорожку, но не как все, а боком и с утяжелителями на ногах, на скорости прыгала приставным шагом.

          Впервые побежала я по беговой дорожке 4 года назад, точнее чередовала бег и шаг в течение часа. Через несколько месяцев я исключила шаг, оставив только бег. Год я бегала не больше часа за тренировку, но регулярно — до 4 раз в неделю. В августе 2011 года я впервые побежала по улице, с тех пор на дорожке не появляюсь.

          Бег за эти годы стал модным, особенно в Москве. Бегают много красивых парней и девчонок, которым, как и мне, стало тесно в фитнес-клубе. От бега на свежем воздухе по улице у меня загар уже с апреля такой, что окружающим кажется, что я только что вернулась из отпуска.

          У меня появилось много друзей, поклонников, мне пишут незнакомые люди, благодаря за то, что мои отчеты о пробежках, мои фотографии и внешний вид, сподвигли их на первую в жизни пробежку. Знаете, это очень приятно.

— А какие-то еще виды фитнеса присутствуют в вашем расписании?

— В прошлом году я выучилась на фитнес-инструктора, но так сложилось, что в этой сфере не работала. Сейчас, кроме бега, выполняю силовые упражнения в тренажерке, плаваю в бассейне и круглый год езжу до работы и обратно на велосипеде, наматывая по 18 км в день.

— А как вы относитесь к питанию — соблюдаете ли какую-то специальную диету, например для увеличения выносливости? Как вообще можно повысить выносливость?

— Мне не нравится слово «диета», все диеты вредные, потому что неизбежно приводят к срывам и часто — к проблемам со здоровьем. Гораздо важнее придерживаться на протяжении всей жизни определенных принципов питания.

          Вот уже 15 лет я веган, то есть я не ем пищу животного происхождения, включая молоко и молочные продукты, яйца. Я не ем пищу, приготовленную промышленным способом, — печенье, консервированные овощи, хлеб и так далее. Зато я ем в неограниченном количестве фрукты, злаки, овощи и орехи. Я считаю, что именно питание растительной пищей дает мне энергию бегать столько, сколько я хочу.


Фото Евгении Румянцевой

— Как вы готовились к ультрамарафону?

— Как я уже говорила, я бегаю 4 года. На целенаправленную подготовку к первому марафону (42 км 195 м) ушло 4 месяца. К ультрадлинным дистанциям специально не готовилась, просто постепенно увеличивала продолжительность тренировок. Человек, который пробежал 42 км, сможет и 50, тот, кто пробежал 50, осилит и 60... Ну и так пока не дойдет до пределов своих возможностей...

— Есть ли у вас какие-то особые секретные схемы тренировок?

— Регулярный бег в любую погоду и никаких секретов. Я бегаю по утрам перед работой.

          Ультрамарафон — это забег на сверхдлинные дистанции, превышающие 42,195 м. Существует несколько дистанций для ультрамарафона: 50 км, 100 км, 200 км и др., а также суточные и многосуточные (3 и 6 суток) забеги.

          На протяжении всей дистанции каждые 5-15 км располагаются пункты питания, на которых можно перекусить, попить воды, посетить туалет и немного отдохнуть.

          Ежегодно в ультрамарафонах принимают участие около 70 тыс. человек.

— Вы очень стройная, это связано с бегом или вы всегда были такой независимо от занятий?

— Я не слежу за весом, при этом ем что хочу и когда хочу. Бег сжигает все лишнее. Я не видела никого, кто бы толстел от бега. Посмотрите на марафонцев. В основном все подсушенные, бодренькие. Проблемы с лишним весом у меня были в детстве и подростковом возрасте. Если я ничем не занимаюсь, то легко могу прибавить несколько кило.

— Что бы вы посоветовали новичкам? Как начать бегать, как преодолеть первые трудности? Почему новичкам всегда так сложно бегать — чувствуется дискомфорт во всем теле, и на каком этапе занятий эти ощущения проходят? Как не бросить заниматься?

— Новичкам я посоветую купить хорошие беговые кроссовки и просто побежать. Неважно, будет это 1 минута бега или 15 минут.

          Выносливость не приходит сразу, и скорость не приходит, но и то, и другое тренируется. В любом возрасте.

          Конечно, тело, привыкшее к сидячему образу жизни, будет сопротивляться, а хитрый мозг будет требовать вернуться в зону комфорта. Преодолевайте себя, совершайте маленькие подвиги, и вскоре вы сможете получать удовольствие от бега. Заодно улучшится метаболизм, общее самочувствие, уйдут лишние килограммы.

Взяла интервью Ирина Фролова


Комментариев нет:

Отправить комментарий