суббота, 12 июля 2014 г.

100-километров на чемпионате Латвии: азарт, медитация и невкусные апельсины

          12 июля 2014 года я пробежала ультрамарафон 100 км на чемпионате Латвии в местечке Вишки рядом с Даугавпилсом. Раньше никогда столько за один раз не бегала, но в течение месяца до этого пробежала 4 ультрадлинные дистанции от 50 до 80 км, поэтому приблизительно догадывалась, что ожидать от сотки.

          К этому забегу опытным путем решила проблему с кроссовками (тремя неделями ранее натерла ногу на Метрогородокском марафоне и вынуждена была бежать с кроссовками в руках, а неделей позже на 80-километровом ультра из Ростова в Шахты меняла кроссовки на 43-м километре). Но на всякий случай привезла в Латвию аж три пары, утром перед стартом обулась в Asics Trainer и на трассу взяла тяжеловатые, но никогда не подводившие меня New Balance для длинных дистанций. На пункте питания оставила большой контейнер с едой: орешки, томатные гели, детское питание в тюбиках, глюкозу в таблетка, курагу и финики, а также бутылку с изотоником. Что из этого мне могло пригодиться, я толком не знала, больше надеялась на бананы и воду от организаторов забега.

          Чемпионат Латвии по бегу на 50 и 100 км (да, да было две дистанции) начался в 8 утра на новеньком стадионе, построенном совсем недавно на деньги Евросоюза.

          Я катастрофически опаздывала, примчалась на стадион, когда бегуны уже заканчивали делать разминку и потихоньку выстраивались за линией старта. Были здесь не только латыши, но и белорусы, литовцы и, конечно, Мишель – проживающая в России американка, бегающая за сборную Латвии. Тут я ужасом обнаружила, что выданный накануне номер не имеет липкой обратной стороны и не крепится к юбке. Ни булавок, ни магнитов для его крепления у меня не было. Спасли от позора организаторы, у которых нашлась для меня пара острых булавочек.

          Едва я успела прицепить номер к юбке, как раздался стартовый выстрел, я запустила приложение Nike+Running на айфоне для подсчета километров, а вот на гармине от волнения нажала не ту кнопку, он потерял спутники, и в итоге не учел около 600 метров. Первые два километра бежали по кругу, многие так ускорились, что мне показалось, что я совсем черепашка, но прибавлять не хотелось, потому бежать нужно было еще очень и очень долго.

          После двух километров все стали постепенно убегать на основную трассу – круг длиной три километра, включая около почти 400 метров по стадиону, который необходимо было пробежать 32 раза. Трасса оказалась убойная! Прямо от стадиона шел подъем по неровной тропинке длиной около 50 метров, потом поворот на асфальтированную трассу и еще небольшой подъем. Примерно через 500 метров снова подъем, затем спуск, немного ровного асфальта, разворот, снова ровный асфальт и все в обратной последовательности. Повезло с погодой. Обдувал легкий балтийский ветерок, было даже немного пасмурно.

          Бегуны улыбались друг другу, подбадривали. Подбадривали ультрамарафонцев и волонтеры, стоявшие на стадионе и подсчитывающие круги. Хлопали они почему-то всем, кроме меня. «Русофобия?», - подумала я, и на третьем круге высказала свое недовольство волонтерам, после чего те стали хлопать регулярно на каждом круге. Я в ответ улыбалась и говорила «Спасибо!». Мне бежалось довольно легко, старалась держать ровный темп примерно 5:20-5:30 на километр, на каждом круге выпивала глоток воды, полглотка колы, каждые два круга пила изотоник, съедала таблетку глюкозы, на каждом третьем круге жевала кусочек банана и проглатывала детское пюре из тюбика или гель. Дважды за всю дистанцию выпила по 100 мл магнезиума от судорог.

          Между тем моя звезда Мишель мчалась со всех ног и выбилась в лидеры среди девушек, бегущих полтинник. Мы пасли друг друга, как две кошки, охотящиеся на одну мышь. Но догнать ее шансов у меня не было, к 16-му кругу она опережала меня на целый круг, а я тайно надеялась, что она не будет бежать 100 км, ограничившись 50 км.

          После 50 км Мишель замедлилась, стала бежать ровно по шесть минут на километр, я тоже замедлилась, но бежала не медленнее 5:45. В итоге в какой-то момент я ее догнала, но при этом я отставала от нее на круг. Некоторое время мы бежали вместе. Хитрая Мишель давила на жалость, говорила, как ей тяжел после травмы, что она пробежит максимум 70 км и сойдет, я ее послушала немного и убежала от нее в своем темпе, тайно надеясь значительно сократить отставание.

          Тут со мной стало происходить непредвиденное. Во-первых, мне надоела до невозможности моя еда, очень хотелось чего-нибудь соленого, изотоник кончился, соленого на пункте питания не было. В районе 75-го км организаторы предложили развести регидрон, я согласилась. Оказалась редкая гадость и не такая соленая, как я думала. Кто-то из болельщиков угостил меня соленым огурцом, но он мне вообще показался безвкусным. Я продолжала бежать, отставание от Мишель сократилось уже до 500 метров, но я чувствовала, что сил становится все меньше. Мне пришлось существенно замедлиться, на 78-м километре я впервые после старта засела в туалете, вышла оттуда с прилипшим к позвоночнику животом и увидела пятки озирающейся по сторонам Мишель.

          На пункте питания я чуть не в истерике просила какого-нибудь цитрусового плода, раз нет соленого. Волонтеры развели руками, сказали, что ничего нет, но обещали раздобыть лимон, я убежала на следующий круг. Самочувствие еще ухудшилось, я вспомнила про свои занятия йогой, стала медитировать, мысленно посылать пучки энергии в свои забитые от подъемов мышцы ног, становилось легче, но внезапно вышло солнце, добавив мне немного трудностей.

          За шесть больших кругов до финиша, то есть за 20 километров, мне дали апельсин на пункте питания, я пожевала одну дольку, сказала, что она невкусная, схватила другую, та оказалась такой. Что это? Меня обманули? Где мой сочный апельсин? Видимо, я просто не ощущала вкуса.

          Расстроенная чуть не до слез, я вытерла лицо мокрой губкой, выпила немного воды и потрусила дальше.

          Мишель усиленно отыгрывала круг, хотя выглядела она неважно, когда мы поравнялись, она сказала, что вот-вот рухнет, ибо сил у нее нет совсем. За четыре круга до финиша мне вновь пришлось забежать в туалет, где вместе с остатками непонятно чего меня покинули последние силы.

          Вышла я уже медленной походкой, не было желания есть, пить и бежать. Я печально посмотрела в свою большую коробку с едой, удивилась, почему там все такое невкусное и поплелась на 29-й круг. Половину круга так и прошла пешком, вторую половину пробежала, какие-то бегуны подбадривали меня, я говорила, что все, больше не хочу бежать. Снова добралась до пункта питания, еще немного воды, долго прикладывала губку к лицу… Мишель опережала меня почти на два круга. Стимула бежать не было. 30-й круг… полная агония, в голове нет никаких мыслей, кроме мысли о финише, бегу, перехожу на шаг, на подъеме, снова бегу, не могу сосредоточиться на медитации. 31-й круг.. уже больше иду, поравнялась с девушкой из Латвии, которая также переходила с бега на шаг, но при этом отставала от меня почти на 10 км. Она рассказала, что это ее вторая сотка за лето, а весной она пробежала ультра длиной 210 километров – пять марафонов за раз! Феноменальная девушка!

          Сказала, что ей надо бежать, чтобы не закиснуть, а я поравнялась с латвийским пограничником, который бодро шел строевым шагом, смотрел только вперед и делал вид, что никого не замечает. На спине у него болтался рюкзак, с которым он бежал-шел всю дистанцию, ни с кем не разговаривал. Шагая нога в ногу, мы дошли до стадиона, где нам сообщили, что трассу открыли для машин, бежать по ней нельзя, все участники будут добегать свои километры на стадионе. Мне насчитали 13 кругов. Я собрала остатки воли и сил в кулак и побежала, думая, что если я остановлюсь, то уже никуда никогда не побегу. Довольная и уставшая Мишель к этому времени уже финишировала и махала мне рукой, сидя на стульчике.

          Ощущение того, что скоро мои мучения кончатся, придавало мне сил, к своему удивлению, я бежала по 5:45-5:50. По нескольку раз обгоняла оставшихся участников забега. Мысленно отсчитывала про себя оставшиеся круги, волонтеры помогали не сбиться… последний круг, последние 100 метров… и все, финиш, второе место и много счастья!

          Это был удивительный забег, наполненный разными эмоциями, разными состояниями. Радость, усталость, бодрость, печаль, азарт, соперничество, переживание, боль, гордость, успех. Часто ли приходится переживать все это за одни день? Хочу ли я все повторить? Конечно, да!

И напоследок немного сухих цифр:

  • Итоговый результат - 10:57
  • Количество потерянных килограммов – 3
  • Количество натертых мозолей - 0


Комментариев нет:

Отправить комментарий